«Шалите
БЕЗОПАСНО!»
(продолжение)
«…Первым
делом,
первым делом –
парашюты!
Ну а девушки?
А девушки …
Слушай! А при
чём тут девушки?!?»
«Эволюционная
лестница парашютиста»
(или ЧЕГО можно ждать от
ЭТОГО «человека»)
Ступень ВТОРАЯ – «НАЧИНАЮЩИЙ
СПОРТСМЕН».
Самый опасный и непредсказуемый вид существа под названием ПАРАШЮТИСТ.
Имеет следующие характеристики: количество прыжков с 3 и до…, ну, скажем так,
150 – 200, хотя значение погрешности в + может быть в количестве около
50 прыжков. Эта особь двуногая, преимущественно прямоходящая, рождённая
ползать, НО постоянно стремящаяся летать! В связи с тем, что ОНО уже узнало,
что такое покинуть борт нормально летящего ЛА и научилось самостоятельно
укладывать парашют (в том числе и запасной), то считает себя разбирающимся в
ЭТОМ деле и начинает ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ!!! Причём не только со своей судьбой,
но и с жизнью и здоровьем окружающих, а также и судьбой инструктора. Это вот
КРАТЕНЬКО!
Но!!! Так как КРАТЕНЬКО Вас мало заинтересует, перейду к более
расширенному описанию с приведением примеров как личных, так и полученных в
ходе общения с таковыми же, как Я, хотя, впрочем, и ВЫ!!!
Первое, что начинает изучать «начинающий спортсмен» – это «отделение на
«мотор»!!! Данная процедура занимает различное количество прыжков, у кого как!
Поиздеваться над собой у меня не получится, т.к. с 4-го прыжка, т.е. первого в
стадии «начинающего…», я вышел ровно, стабильно и получил «высший балл» у
Ипатьевича (инструктора ЦПАК г.Грозного). Почему ТАК получилось, – убейте, не
знаю! Видать звёзды так сложились. В последствии, однако, я неоднократно
помогал «начинающим спортсменам» (хм, преимущественно женского пола!) одолеть
всякие невзгоды и перипетии отделения.
Преимущественно следовали ошибки следующего характера:
1.
несинхронный и широкий вынос
рук –
вследствие завалы вправо или влево. Очень частая ошибка, решаемая в ходе
индивидуальной работы инструктора со спортсменом (ныне редко встречаемый
способ!). Присуща в большинстве своём девушкам, но и парни время от времени ею
«увлекаются». Особых осложнений или предпосылок к «особым случаям» в себе не
несёт и исправляется обычно в течении 10-20 прыжков (цифру называю
среднестатистическую, а то ещё некоторые подумают невесть что!);
2.
поджатые ноги и высоко или
широко выставленные руки – вследствие опрокидывание на спину или сальто. В отличие от
вышеуказанной имеет «прямую» предпосылку к возникновению «особого случая», чем
и чревата. Объясняется очень просто, – человек ещё просто инстинктивно боится
прыгать и в чём, в первую очередь себе, боится признаться. Начинающие
спортсмены,
допускающие аналогичные
«кувыркания», вызывают у
инструкторов болезненную
реакцию и если в течение короткого времени не избавляются от данной «напасти»,
то обычно избавляются от самих спортсменов. Присуща обоим полам начинающих
небоныров, но «мальчики» этим страдают больше.
Описывать всё разнообразие ошибок на отделении я не буду, т.к. всё ж не
служебную документацию пишу. Да и не возможно это, скорее всего. Ни коим
образом не сомневаюсь, что Вы сами встречались с такими «выкрутасами», о
которых я и подумать не мог! Ведь в факторе ошибочного поведения спортсмена
(хм, начинающего) может сказаться всё, что угодно, начиная от погодных условий,
характерных для данной территории, и до того, как туго завязаны шнурки на
ботинках.
Кстати, один из оригинальных
случаев. Характерен тем, что виной длительного «издевательства» над девушкой
послужило халатное отношение её инструктора к своим должностным обязанностям, а
именно слабый контролю за экипировкой спортсмена. Девушка, раз за разом не
могла нормально выйти «на поток», т.к. в момент шага её ноги «оставались в
самолёте», а телом она наискосок пробивала поток и с левым креном, как подбитый
«мессершмит» уходила вниз иногда слегка сальтируя. Жутковатая картина скажу я
Вам! Мы долго думали, что у девчушки просто ноги от страха перед прыжком
сводит, а она сама плакала, боясь, что её выкинут из клуба. Самое, что
интересное (но, как оказалось легко объяснимое) это то, что в среднем на каждые
3 неудачных отделения у неё приходилось одно просто великолепное. А потом я
случайно обратил внимание, что у девчушки великолепнейшие западногерманские
армейские «берцы» с крючками для шнурков и КОНКРЕТНЫМ протектором на подошве.
Шнурки тоже, кстати, фирменные (вечная вещь, – не то, что наши) были как то
растрёпаны интересно. И при очередной попытке нашей подопечной я наблюдаю
картину как в момент отделения те самые шнурки, развеваемые набегающим потоком,
просто цепляются за крючки ботинок, «спутывая» ей ноги как цыган кобыле копыта.
Причём, что прикололо особенно, чего мы то сразу не вычислили причину её
скованности, крючочки из специальной пластмассы сделаны и намертво не
захватывают. Так, слегонца прихватил ножку, – девушка кувырк головкой вперёд, а
ветерок шнурок с ботинка снова сдул и всё нормалёк! Да и потом я уже с ней
поговорил, так она и не замечала, что ноги не там и не туда. Вот как! А
разрешили мы её вопрос очень просто! Что бы самим «в грязь лицом-то»
инструкторским не попасть, да и покрасивей я люблю всегда – это, переговорив с
её инструктором, да и лето уже начиналось вовсю, присоветовал я девчушки
кроссовочки одеть, а свои «классные» боевые «копыта» отложить до зимы, а то и
вообще на прыжках не использовать. Конечный результат – с первого же отделения
в кроссовках девушка чуть не дала сальто, но довольно умело парировала
опрокидывающий эффект и улетела от борта с сияющим от счастья лицом!
После покорения «отделения» или же параллельно ему «начинающие» учатся
покорять и САМОЕ интересное – свободное падение! Никоим образом не буду
оспаривать факт преимущества программы АФФ над «стандартной»! Но! В моё время
ЭТОГО и в помине не было, а в настоящее время всё определяется ценой, т.е.
платёжеспособностью «клиента». Печальная реалия, т.к. в моё время мы о деньгах не
думали.
Всё таки, встречая и общаясь ныне с представителями обоих полов,
прошедших АФФ, я заметил одну, но ЗНАЧИМУЮ особенность! Эти ребята быстро (ну
ещё бы!) обучаются стабильному падению и вскоре начинают опробовать ЭТО на
практике, при индивидуальных прыжках…. Но вот с ними как раз и приключаются те
«приколы», когда, неожиданно попав в БП (беспорядочное падение), они
«дёргаются» как попало, – в результате – закрутки, захваты и другие
«неприятности» частичных отказов! Жуткая вещь!!! Потому и хочу лишний раз
сказать всем Вам, – подробно и
тщательно изучайте действия при «особых случаях»!!!
Каковы же проблемы «свободного падения»? Они только две – штопор и
изредка кач. Штопорят очень многие и причина этого всегда только одна –
несимметричное и «жёсткое» положение тела. При каче же узкое расположение рук –
поза «дельфина», или прижатые к корпусу локти. Кач чреват опрокидыванием на
спину, далее «велосипед» и БП, как следствие – открытие с предпосылкой к
частичному отказу, захватам. Выход из данной проблемы: просто расслабиться или
же сгруппироваться и снова разложиться, опять таки расслабившись. Хотя в
принципе чего Вам то объяснять – Вы и сами ВСЁ это знаете не хуже меня!
Ну, «поехали» дальше! Вот пройдены этапы отделения и падение как бы
«стабильное» пошло…, и сразу же инструктор начинает теребить – мол, что воздух
просто так «греть», давай и «комплекс» учится крутить! Здесь и начинается всё
самое интересное! С ЭТОГО момента и расходятся пути дорожки ребят – кто в
«фрифлай», кто в «классику» ударяется, а кого-то и вообще, чёрт-те-во-что
несёт!!!
Нас же учили только «комплекс» вращать. Весь прикол состоял в
исполнении данного спортивного упражнения с «Дубом» за плечами. Кто хочет –
попробуйте! Группироваться бессмысленно! Ещё бы! ТАКОЙ «чумадан» за спиной!!!
Поджимаешь ручки-ножки и вводы туда-сюда и обратно! Но, кстати, за 12 сек.
вполне возможно скрутить! Я на норматив 1-го разряда именно с «Дубом» и скрутил
первый раз! А раскрывается «Дуб» с «30-тки»! Красота!!! Кольцо от себя р-р-раз!
«Шарик» тебе в спину «н-н-на»!!! И «сарделька» начинает вытягиваться
медленно-медленно! Потом также медленно начинает расходиться купол и «хоп»!
Повисли!!! … Эх! Ностальгия!!!
С 51-го прыга, небоныр, оправдывающий надежды и задачи инструкторского
состава получал (в моё время) спортивный купол под названием Ут-15 и был
неимоверно счастлив! Ну, ещё бы!!! Это значило, что за Твоей спиной уже не
висит мощный «мешок с картошкой», а уже дееспособный на определённые излишества
в воздухе, ну типа «ходьбы на точность», парашют! К которому соответственно
прилагалось и прилетать не куда то там в поле, к «кресту», а как все
«серьёзные» люди к «старту», на «мягкий круг». Ну, и самое главное (для
определённого склада людей), – это смотреть «свысока» на «Дубовых».
Как сейчас помню – приехал я на «старт» с утреца, часиков в 06.00 (у
нас тогда всё рано начиналось), «пробежал» доктора, сообщившего мне, что с
давлением у меня всё в порядке! Закинул в машину свой «Дуб» и заранее
приготовленную «Утеху» и рванул на «старт». На «контрольный» 50-й Есипов задал
мне задание, что «Утеху» мне не видать, если я не сделаю с «30-тки»: «правый
комплекс с левым крестом» без остановки. Что ж делать! Взлетели – полетели!
Набрали высоту – шасть за борт! 5 секунд торможение, 5 секунд разгон. Ручки –
ножки поджал, лёг на поток! Раз-два, сальто, раз-два, сальто! Не раскрываясь,
раз-два, сальто, раз-два, сальто! Раскладка! На секундомер – ещё почти 10
секунд есть! Давай сальто крутить! 5 штук выполнил и по кольцу!!! Приземлился,
пришёл на «старт». Бросил «Дуб» на «стол» и к Есипову – за замечаниями! Мне
только отмашка рукой и команда: «Одевай «Утеху» и вперёд»!!!
И вот я снова в самолёте! «Утешка» за спиной почти не ощущается,
постоянно бросаю взгляд на предохранители ОСК (были ещё такие замки!). С 1200
метров отпадал 10 секунд. Лёгкость падения необычайная, а вот раскрытие! Не
«Дуб»!!! «Дал по кольцу», увидел, как полетели медузки и тут же… ХА!!! Висим!!!
Да! Как выходят стропы из сот, я не успел увидеть!
Потом начались «стандартные» спортивные будни. 4 – 5 прыжка в день!
Больше было запрещено тогда приказами медицины, ну за исключением при
проведении спортивных сборов. Из них почти все на «30-тку». Учимся: выход,
торможение, разгон и «комплекс»!!! А атмосферка у нас в Грозном не то, что в
России (не везде!) – сухая и разреженная, горы как никак! Так, что
«прикладывало» нас «Утехами» по самые не хочу!!! Синяки и ссадины в паху
впечатляли своими размерами и насыщенностью красками (преимущественно
фиолетовых оттенков)! Когда же, в последствии, начал я свой путь в небе Питера
(тогда ещё Ленинграда), на ДЗ «Лисий Нос» и после 3-х летнего перерыва сразу же
хапнув «Утеху», полез на «30-тку» без контрольного прыжка на «Дубу» (а что
делать – ментовские погоны!), то меня КРАЙНЕ поразила атмосфера «северных
широт». Выскочил из дверей, БОЖЕ мой!!! Воздух – как кисель! Мягкий, свежий и
мокрый немного!!! Падаешь как в ванной плаваешь!!! По кольцу дал и съёжился!…
Ан нет!!! Куполок мякенько так шур-шур, мур-мур!!! Раскрылся!!! И меня потом
ужасно смешили впечатления нынешних ребят с «Утехами» - …«меня ТАК
приложило…!!!».
Особые впечатления от замков ОСК – это когда Ты открываешься, глядь на
них, а предохранители в «нижнем» положении! Рукой хвать за свободный конец, а
другой ручкой предохранитель на место, осторожненько так! В общем, весело
было!!! Да! Ещё приземление! Именно после «Утехи» и приземление на ней в
«мягкий» круг я приобрёл дурную привычку ковыряться в носу и ушах! Песок
выковыривать!!!
Заранее приношу извинения, но различные нюансы прыжков, а точнее
приколы на приземлениях и в падении, в этот период времени я опишу несколько
позднее и в другом произведении.
Таким вот образом набиралась (тогда!) сотня прыжков и вновь, кандидат,
оправдавший доверие инструкторского состава, где-то на 151-м прыге (и более)
садился на «крыло», в те времена «По – 9 серии 2».
Замечательная машина! Спроси нынешних спортсменов, что такое «рифовка»
– так и не скажут, т.к. не ведают и не гадают, что в «советские» времена
утирали мы нос буржуям собственной системой замедления раскрытия парашютной системы
типа «крыло». Хотя у «буржуев» такая система тоже была, но отмерла довольно
быстро с появлением «слайдера». Суть рифовочной системы заключался в том, что
специальная лента, шириной чуть более 1 см. крепилась к нижней оболочке «крыла»
с помощью специальных никелированных колец (для уменьшения силы трения),
проходила по всему периметру крыла и выходила на верхнюю оболочку через
специальные отверстия (люверсы) по центру крыла. К концу рифовки монтировалась
«медузка». Длины рифовка была неимоверной, процесс её расправки и укладки
занимал не менее половины времени на укладку всего парашюта. Т.к. требовал
предельной тщательности и аккуратности ввиду очень капризного отношения к
процессу раскрытия. Небольшой перекрут рифовки или стебелёк травинки, пропущенный
при укладке, мог реально привести к отказу! Так вот. В сложенном виде купола
рифовка вытягивалась из него до отказа (точнее до специальных меток), купол
паковался в распашной чехол (пришитый намертво к оболочке), стропы чековались в
соты на чехле, потом всё это хозяйство засовывалось в ранец «под юбку» и только
после этого укладывалась рифовка. Ровными, поперечными «стежками» складывалась
и подпихивалась под резинки «юбки», сверху медузка. Когда небоныр дёргал
колечко, то от него отлетала медузка и летела, летела, летела…. Ну, пока не
заканчивалась длина рифовки. Выскакивал купол, расчековывались стропы и
распахивался чехол, купол начинал набирать «полную грудь» воздуха и… втягивать
обратно рифовку. Которая как раз и замедляла скорость раскрытия купола, сопротивляясь
с помощью болтающейся где-то вдалеке медузки и суммарной составляющей силы
трения на кольцах и люверсах. Кстати, купол очень мягко раскрывался!
Здесь же хочу добавить, что ещё одной особенностью «начинающего
спортсмена» является его неудержимая тяга к количеству произведённых прыжков,
причём, не взирая ни на что! В том числе и на собственное чувство
самосохранения. В тему этого эпизод, присланный мне одним парашютистом с
Подмосковья, под ником «Бродяга». Заранее вновь хочу извиниться, что столь
фривольное описание буду вести от лица участника событий!
Случилось это в феврале 1988 года. На ДЗ как всегда открылся сезон и «в
небо взлетали» перворазники, коих набиралось чуть более полусотни. Спортсмены
были «на подхвате», то есть: укладка куполов, распущенных запасок, ловля
приземляющихся (помните «дуриков» с мегафонами – «НОГИ ВМЕСТЕ!!!») и остальные
«стартовые» заботы. В небо нас забирали только «на подсадку» и в качестве
помощника выпускающего. Мы, как истинные альтруисты тащили ЭТУ трудовую лямку с
великим воодушевлением, дабы сделать пару, другую прыжков за день. Правда,
иногда складывалось так, что перворазники почему то не могли составить взлёт.
Ну, ещё бы!!! Для этого спортсменами проводились специальные тактические
мероприятия: прятались запаски, ныкались шлема, какого-нибудь лоха из
предстоящего «взлёта» отправляли за какой-нибудь совершенно не нужной вещью…. И
тогда злые инструктора, не выдержав наших молящих взглядов и готовых на всё
спортсменов, соглашались, и звучала команда: «Отставить!!! Спортсмены
ОДЕВАТЬСЯ!!! Ваш взлёт следующий!». Сразу же бросались ВСЕ дела, парашют на
спину и вперёд, скорее во «взлёт»!!! А то места не хватит! Самое ужасное было
то, что Ты только что приземлился с «подсадки» и Твой купол вон лежит на
«столе», – распущенный!
Тогда происходило следующее! На «старт» обычно вывозились все
спортивные купола, и тех ребят кто пришёл, и тех, кто не пришёл. Поэтому
хватается парашют Твоего друга, который сегодня почему-то не смог приехать и
вперёд – в небо! Потом извинюсь и купол уложу! В паспорт парашюта никто и не
смотрел, – когда там крайняя укладка была, хм, и была ли вообще!?!
Вот и в этот раз «свистнули» «спортивный взлёт»!!! Мы всё побросали и к
своим куполам…. Паренёк был среди нас, – назовём его Андреем, так вот он только
с «подсадки» приземлился, а тут смотрю, уже рядом стоит, дыхание переводит. Ну,
думаю, ни фига он укладываться!!! Спринтер!!! Набрали мы высоту, выскочил я
наружу! Порадовал себя уверенной работой в голубом просторе, а оно встретило
меня ласковыми, пружинящими потоками свежего, слегка морозящего воздуха,
раскрылся. Только раздёргал «разрифовочные» и направился к «старту», как, прямо
перед моим носом, кроссовок вниз, кувыркаясь, полетел. И тут же, над головой,
что-то прям как из пушки грохнуло! Не успел я испугаться, как мимо меня
проносится чьё-то тело под дико вращающимся куполом, – этакая мясорубка
полетела! Парня, а это Андрей оказался, просто «по горизонту» размазывало! Но,
гляжу, купол в одну сторону, а Андрюха в другую полетели. Бельмом с красным
зрачком выскочила запаска. Так! Сёдня водку пьянствовать будем! День рождения
справлять чей-то!!!
Ради такого дела, да и положено так, поворачиваю ОТ «старта» и, вслед
за медленно опадающей «тряпкой» отцепки, приземляюсь в поле рядом с ней.
Собираю свой купол и, пока жду прибытия инструкторов, рассматриваю «отцепку».
Что же произошло? И знаете? Попадаю просто в непонятку! Половина строп
болтается отдельно от купола, разрывы материала. Такое ощущение, будто снаряд
попал! Тут и Андрюха прихромал в одном кроссовке. Рожа перекошена, глазки
как-то в разные стороны смотрят, ну сразу видно, что человек перенервничал! Я у
него спрашиваю, что, мол, случилось? А он отвечает: «Я и сам не понял! Отпадал
нормально, перед раскрытием подвспухнул. Дал по кольцу, смотрю, медузка
полетела, а вслед за ней, без промедления, тряпки какие-то бесформенные.
Хорошо, что голову убрать успел. Так приложило, что кроссовок с ноги сорвало! И
сразу же дикое вращение. Я голову еле поднял, – половина строп оборвана, купол
между мной и землёй носится как угорелый. Инерция такая, что руку не поднять.
Хорошо, что КЗУ стоит, и то пришлось двумя руками «подушку» рвать».
Потом, конечно, был и «разбор полётов» и …дюлей получили все кому
положено. Закончили день, как и положено, справлением очередного «Дня рождения»
Андрюхи.
И что же оказалось в последствии? Да всё очень просто! Это как раз и
было, что называется «ХАПНУТЬ ПРЫЖОК». Андрюха ухватил чужой купол, уложенный
на так называемую «транспортировочную укладку». Т.е. стропы бесконечной петлёй и
намотаны вокруг разрифованного и просто скомканного купола, всё это хозяйство
засунуто в ранец, сверху медузка с рифовкой и зачековано «тёщиным языком» –
снизу. За день до прыжков, хозяин парашюта собрал его таким вот образом, что бы
места меньше занимал на полке и засунул в сумку. Лень ему было, понимаешь,
нормально уложить! А вот кто перечековал купол шпильками троса кольца, взвёл
ППК-У и принёс «изделие» на «старт» неизвестно до сих пор! Ну, а Андрюха
умудрился выбрать для прыжка именно ЭТОТ «мешок». «Стартовый» осмотр его не
тормознул, а чего?! – клапаны заправлены, медуза на месте, прибор взведён, в
паспорте отметка об укладке за прошлый день – всё нормалёк!!!….
Как говорится, был бы «нормальный» человек – убился бы!!! Кстати, а
кроссовок мы нашли, месяца полтора спустя!
Чем же заканчивается данная ступень развития индивидуума под названием
парашютист? Ну, одним из явных показателей является то, что прыгает ОНО уже на
«крыле», хотя ЭТО то не главное! Просто начинаешь замечать, что человек не
просто так в небо лезет – за кайфом! А он ТАМ начинает РАБОТАТЬ!!! И прежде чем
что-то сделать – ДУМАЕТ!!! С этого момента и становится он СПОРТСМЕНОМ!!!…
Ну, что?!? Поехали дальше!!!
Ступень третья – СПОРТСМЕН.
Кому понравилось, пишите мне
на «мыло»: MENtSPb@yandex.ru
Всегда Ваш – Подлесный Игорь
(МЕНт).