«…И оборвали крик мой,

и обожгли мне щёки,

холодной, острой бритвой,

восходящие потоки…»

(В. Высоцкий, песня «Затяжной прыжок»)

 

 

Восходящие потоки.

 

 

Неожиданно «всплывшая» тема на форуме сайта Украинских парашютистов (http://www.skydiver.com.ua) как всегда неожиданно натолкнула меня на мысль написать новое «произведение» о нашей парашютной жизни. Суть темы заключалась в том, что один начинающий паренёк при прохождении очередной ступени AFF попал на снижении под куполом в такой хороший и плотный восходящий поток, что не мог снизить что-то около 25 минут и болтался «…аки птица какая…».

«…Парит! Наш орёл!!!...» (слова из мультика)…

Так вот. На эту тему откликнулось довольно много «калек по несчастью», ну и я решил покопаться в своей памяти и кое-что там «наковырял»….

 

 

«…Ежели птица гордая, то пока не пнёшь – не полетит!...»

 

Произошло данное событие в том же г. Грозном, но где-то за полгода до того, как я сам впервые шагнул в небо. Прыгали у нас в ЦПАКе две родные сестры – Ира и Ленка Судаковы. Ира была старше и первой пришла в аэроклуб. По её «стопам» туда же попала и младшая – Ленка. Обе девушки были приятны как внешне, так и внутренне…, м-м-м…, о чём это я?!? А, ну да!!! Про характер, в общем! Но у Ленки был один «существенный недостаток» – с ростом около 145 см. весила наш Ленок всего-навсего 46-48 килограмм, что для претендента в парашютный спорт является основанием для отказа, хотя физиологически и естественно. В регламентирующих документах Советского периода времени так и звучало: «…вес парашютиста не может быть ниже 50 кг…». Но прыгать то хоцца!!! Уж не знаю, чем Ленок взяла наших инструкторов с врачом, но к прыжкам её всё же допустили! То ли авторитет сестры сказался, толи Ленок на взвешивании что-то себе в карманы наложила – не знаю! Главное результат – допуск ко «второй программе»!

Надо сказать, что прыгала Ленка довольно результативно, «комплекс» крутила будьте-натье, несмотря на постоянные насмешки. А от «острых» слов в её адрес удержаться было трудно! Ну, Вы себе представьте – на «стартовом осмотре» стоит ряд из 11 как бы «нормальных» парашютистов и в конце строя пристроился ранец с ножками и каской. Ленку из-за ранца «Дубка» совершенно не было видно! Сами понимаете!...

И в один прекрасный, тёплый денёк Ленок пошла на «тридцатку», благо торопилась уже пересесть на «Утеху». Отработала как всегда на «отлично», благо затруднений у неё «комплекс» не вызывал – ещё бы! Поджала ручки-ножки, головку на грудь положила – и из всего тела только что ранец «Дуба» и остался – группировочка, что надо!!! Раскрылась и собралась лететь на «крест».

Здесь необходимо пояснить, что по организации прыжков у нас в Грозном, места приземлений спортсменов и «Дубовиков» были раздельные. Ну, дабы не мешать друг-другу, а точнее, что бы «Дубовые дирижбомбели» не путались на глиссаде у «Утех» и «Пошек». Соответственно, «мягкий круг» для спортсменов располагался в 10-ти метрах от «укладки», а «крест» (выложенный из специальных полотнищ или просто укладочных столов фигура) располагался за «взлёткой» где-то в 200-300 метрах от «старта».

Так вот! Собралась Ленка на «крест» снижаться по-тихому, да не тут-то было….

По тёплой погоде и близ расположенной пашне образовались нехилые «термики», вот наша героиня и зависла в них. Кто с ней во взлёте тогда был, только «помощнее» по массе, те хоть вытягивая одну – две стропы, стали «глубоким скольжением» снижаться. Ленка же, рассказывала потом, что она тоже тянула, если можно так сказать (!), стропы, но у неё больше получалось то, что купол наполняло «термиком» и не она тянула стропы, а скорее пыталась взобраться по стропам к куполу. А это, извините потяжелее будет, нежели стропы просто тянуть….

Ветерок в тот день был не сильный, на «Дубах» у нас давали «запрет» после 5-7 м/сек., но всё же наличествовал! Вот Ленка потихоньку и «дрейфовала» по ветру без всякого существенного снижения по высоте….

На «старте» осознали всю степень серьёзности происходящего только тогда, когда одиноко зависший на высоте около 700 метров купол Ленки пересёк кроки (границы) аэродрома, причём в направлении жилых построек. Ленкин инструктор, а в последствии и мой первый инструктор – Есипов, рванул «с места в карьер» своим ходом. Немного погодя к ловле улетевшей «лягушки – путешественницы» присоединилась и наша санитарная машина, направленная РП в связи с серьёзными опасениями за Ленкину жизнь и здоровье, т.к. последняя скрылась «из глаз» и её полёт продолжали «частично контролировать» уже только через ТЗК.

На «старт» Ленку привезли где-то часа через 2, причём слегка смущённую, но улыбающуюся!

Когда мне рассказали про эту историю, я сам разговаривал с Ленкой, и вот что она мне поведала:

«…В начале я попыталась вытягивать 14-ю стропу, но у меня ничего не выходило! Купол не стягивался вниз, а будто поддуваемый снизу надувался, хлопая несильно. Я же не вытягивала стропу, а начинала по ней взбираться к кромке купола. Когда я поняла, что вытягивать стропы бесполезно, то просто уселась поудобнее на круговой лямке и стала любоваться тихо плывущим подо мной пейзажем. Я совершенно не снижалась, будто на «воздушном шаре» летела. Сижу себе, вниз, да по сторонам смотрю, благо места родные – вон там живу, там учусь, там в магазин хожу…. Наслаждаюсь короче картинкой!!! Смотрю, пролетаю наш аэроклуб (1,5–2 км. от «старта») и направляюсь в сторону жилых построек. Всё это в приятной тишине, высоко – страха никакого не было! Я ещё, в начале, на «малый снос» стала, думала, выйду из «термика» и на аэродромное поле сяду. А когда аэроклуб подомной появился, то стала на «большой снос», всё же от зданий отлечу…. Потихоньку перелетела жилой сектор из частных домов, Старопромысловское шоссе в районе остановки «Школа», и направилась в сторону жилых пятиэтажек на Катаяме. Уже там почувствовала, что стала снижаться, и пришлось выбирать «точку приземления». Ещё с высоты присмотрела стадион школы, где учусь и, решила, во что бы то ни стало сесть там. Что и сделала, несказанно удивив одного из своих одноклассников, который играл там со своими приятелями в футбол. У меня в классе же никто не знал, что я прыгать с парашютом стала!...

…Знаешь, что самое интересное оказалось?! – это она меня тогда спросила и сама же ответила – Есипов быстрее машины прибежал!!! А мы потом по спидометру замерили – оказалось, что я пролетела около 5 км. Я его ещё с воздуха заметила, всё думала – ничего себе спортсмен! Чешет и чешет, да будто за мной!…»

 

 

Взаимовыручка.

 

Э-э-э-э!.... Стоит ли кому говорить о том, как среди парашютистов развито «чувство локтя», т.е. та самая взаимовыручка?!... Я думаю не стоит! Хотя….

Начиная с середины 90-х годов я перестал замечать на «старте» такой обязательный ранее атрибут как «квадрат». Для нынешних спортсменом, да и новичков объясню, что это такое!

В принципе данный предмет «туалета» выглядит до ужаса просто – квадратной формы кусок брезентового полотнища, прошитый капроновыми усилительными лентами с множеством ручек-петель по периметру «квадрата». Для чего он служит, спросите Вы!? Точнее – служил!... А служил данный «предмет обихода» каждой ДЗ так сказать последним возможным средством спасения жизни – соломинкой!…. Т.е. в случае отказа обоих парашютов на данный «квадрат» пытались, а бывало и получалось, ловить падающего под «тряпками» собрата! Те, кто прошёл «старую школу» помнят, а нынешним поясню ещё, что во всех военно-прикладных видах спорта существовала строгая дисциплина. Да, да, да!!! Перегибы, отклонения и т.п. конечно существовали, но мы с ними боролись! Кто как мог и чем мог…. Так вот! Для вышеописанной ситуации существовал свой набор команд, и были определены тактические (т.е. необходимые) действия. А именно – РП, завидев отказ основного парашюта (контролируя выброску и раскрытия через ТЗК) подавал громогласную команду: «Старт внимание!». По данной команде все находящиеся на «старте» бросали свои дела и замирали в ожидании, глядя либо на РП, либо, кто поопытнее, в небо – что там случилось!?! Если спортсмен, у кого произошёл отказ, не предпринимал необходимых действий по его устранению или отцепке, либо у него произошёл «клин» или что хуже – отлетел только один свободный конец (тогда в основном ещё замки ОСК стояли на подвесных системах), короче причин хватало, тогда РП подавал следующую команду: «Квадрат!!!». По ней все дружно бросались к данному средству спасения, хватали его за ручки и неслись в сторону падения…. Время от времени инструкторский состав устраивал нам тренировки по данной теме и, честно Вам скажу, бегать с данной штукой было очень даже не легко! Ловить кого-либо на «квадрат» по реальному мне, Слава Богу, не пришлось, а вот побегать пришлось….

В 1987 году у Димки Кардаильского произошёл захват стропой управления «уха» на «Утешке» и при отцепке один замок заклинило…. Димка падал со стороны частных домов от «старта», а эта территория была отгорожена от аэродрома 5-6 глубокими канавами (около 1 метра глубиной). Мы, по команде, схватили «квадрат» и толпой помчались к предполагаемому месту его падения. Несколько человек упало на бегу, но на их место тут же вставали другие спортсмены, бегущие рядом…. Мы все видели, как Димка пытался в начале отцепить заклинивший замок, а потом стал резать его «свободный конец» стропорезом. На высоте около 300 метров ППК-У раскрыл его «запаску» (в советские времена ППК-У снимался с «запаски» после 100 прыжков у спортсмена!) и её купол полез вверх по стропам вращающегося бесформенного куска, в который превратилась «Утеха». Ужасная картинка скажу я Вам!!! Но! Фортуна в тот день не отвернулась от Димки и купол «запаски», пофитилив немного, всё же надулся метрах на 150 – 100, что вызвало у всех нас звучный и радостный вздох облегчения. Как отреагировал сам Димка – не знаю!!!...

 

В прочем, с современных аэродромов пропал не только данный обязательный атрибут «старта», но и милые сердцу лопаты, грабли, топоры и пилы…. А как мы любили поиздеваться над перворазниками, с торжественными и чуть трагическими лицами грузя их в машину!... Фактически всегда какой-нибудь особо эмоциональный перворазник обязательно спрашивал с дрожью в голосе: «А это зачем?!?...».

Кхе-кхе!... Я, наверное, не буду здесь писать, ЧТО мы объясняли вопрошавшему и его друзьям с самым серьёзным видом и тщательно спрятанными ухмылками….

Хотя, топоры и пилы ещё кое-где на ДЗ наличествуют!

 

Но что-то я отклонился от темы!

Так вот, в один погожий весенний, а можно сказать, что уже летний денёк, я приехал на ДЗ прыгать! Тогда я ещё только недавно пошёл на «ручное» и по плану у меня было порядка 10-15 секунд «свободного падения» с отработкой «стабильного падения» и начала изучения «комплекса фигур». Выпихнули нас, группу «товарищей по несчастью» где-то с 1200 метров, предварительно дав указание «разобраться по высоте». В общем, ничего сверхъестественного! Раскрылся – полетел!

Спустя какое-то время замечаю, что высота нисколько не уменьшается, а вот по горизонту меня потихоньку начинает уносить в сторону жилых построек (кстати, курс моего движения почти в точности повторял полёт Ленки). Становлюсь на «малый снос» и на какое-то время застываю на одном месте – ни вниз, ни в сторону. Только восходящими потоками купол раскачивает немного. Вишу, будто кто-то гвоздём пригвоздил в небе…. Тут-то и ветерок усилился, у нас частенько после обеда давали запрет на «Дубы» по ветру, и меня, задницей вперёд, снова понесло в город….

Честно говоря, перспектива приземляться где-то среди построек или чьих-то огородов, а тем более пилить оттуда до «старта», мне не очень понравилась. Недолго думая, я хватаю две передние (13 и 14-ю) стропы и вытягиваю их где-то на 2/3. На эти мои действия купол вначале отвечает возбуждённым шуршанием, а затем начинает сердито хлопать полотнищами, но зато резво теряет высоту! Взглянув вверх я замечаю картинку не для слабонервных – купол приобрёл такую форму – «ПЗуха» и то покрасивее выглядит!... Три щели «Дубка» мечутся туда-сюда, стропы кое-где провисли и мотыляются на ветру, весь купол пульсирует…. Вот с таким, в прямом смысле слова, рукотворным «чудом» я и «еду» вниз. С удовлетворением замечаю, что в город уже не улечу…, и что со «старта» в поле рвануло «стадо бешеных слонов» с «квадратом»…. Это мы себя так наименовали на тренировках с забегами с «квадратом»!

Ну, надо же! У кого-то отказ!!! Начинаю оглядываться вокруг, стараясь заметить отцепившийся купол или тело под «запаской», но ничего подозрительного не вижу! Невдалеке только снижаются, раскачиваясь под куполами «Дубков» мои собратья по выброске. Странно! Наверное, в следующем заходе у кого-то что-то случилось, приходит мне в голову мысль, и я продолжаю, удерживая стропы в руках ускоренно терять высоту.

С высоты очень интересно и забавно смотреть, как несётся «стадо», растянув «квадрат» и поднимая пыль. Шустро так бегут! Вон кто-то упал (споткнулся, наверное) и по нему пробежалось несколько человек, а на его место пристраивается новый участник «забега»…. Только!? Что это они в моём направлении чешут?!?...

Снова оглядываюсь – никого! Закидываю голову на спину и через хлюпающую кромку купола пытаюсь рассмотреть – может кто-то надо мной падает с «отказом»!?!... И тут я, снова оглядев свой скукоженный купол, понимаю – так это они по мою душу!!!...

Боже!!!

Я в испуге просто бросаю вытянутые стропы и одной из них тут же получаю хоть и мягкий, но довольно ощутимый удар в промежность. Так мне и надо!!! Мне до жути стыдно и в голове начинают хаотично метаться мысли: «Отстранят от прыжков!... Только бы не выгнали из клуба!!!».

Аккуратно подтягиваю стропу, прошедшую у меня между ног и уже осторожно отпускаю её – купол распрямляется. Тут же вижу как «стадо бешеных слонов» остановилось и дружно качнуло головами (сплюнули видно от злости!), потом развернулось и шагом направилось к «старту».

Мда! Залёт!!! Ребята из-за меня с полкилометра забег «сдавали» с «квадратом». Придётся проставиться! Но что делать с инструкторами?!?...

Приземлился я в пределах поля аэродрома, всё-таки метров с 700, где-то до 300 «свистел» уверенно. Собрал купол на руки и, понурив виновато голову, подбрёл на «старт», чувствуя скорую, но правую расправу….

В те времена дисциплина была ого-го!!! За «несанкционированное геройство» спортсмена его инструктор мог лишиться премии, получить дисциплинарное взыскание, в т.ч. и по партийной линии. Спортсмен же мог «отгрести» отстранение от прыжков на неделю, месяц или до пока не загладит вину перед инструктором…, и всё это с переводом в «стартовую команду». Т.е. приезжаешь на аэродром, но не прыгаешь, а таскаешь парашюты, перекапываешь «мягкий круг», равняешь его граблями, бегаешь в поле орать по «матюгальнику» перворазникам: «Ноги вместе!!! Развернись против ветра!!!» и т.д. Короче говоря – «пойди – принеси»!!! В «стартовую команду» мы, конечно, попадали все, но по графику, составленному нашими инструкторами. Внеочередное попадание туда происходило из-за каких-либо «штрафных санкций». Попадать в «стартовую команду» никому из нас не нравилось, т.к. вкалывать приходилось там «по полной программе». Увиливание от работы в «команде» или сочкование тут же «поощрялось» инструкторами продлением пребывания в ней на день-два, а вот продуктивный и заметный труд «во благо родного аэроклуба» зачитывалось как исправление и Тебя благосклонно допускали на прыжки!...

Так вот! Подхожу я к «старту» и замечаю, что некоторые ребята и девчата с сочувствием посматривают на меня с «укладки», а кто-то демонстративно отворачивается. Матерясь про себя и с нарастающими «нехорошими» предчувствиями, сбрасываю подвесную с куполом и направляюсь к инструкторам для доклада.

Наш командир парашютного звена – Азаров стоит с непроницаемым лицом, Асикович сидит на ящике ТЗК и хитро щуриться, шевеля рыжими усами, мой инструктор Есипов стоит мрачнее тучи. И все втроём сверлят меня глазами….

Подхожу и докладываю: «…прибыл для получения замечаний!».

Азаров, строго: «Рассказывай, что у Тебя с куполом случилось!».

Я: «По заданию отделился с 1200 метров, свободное падение 10 секунд с выполнением спиралей. По выполнении спиралей, проконтролировал время, зафиксировал стабильное падение, принял положение для раскрытие и раскрылся. Проконтролировал раскрытие, нормальную работу купола, произвёл расчековку ЗП. При построении глиссады снижения купола заметил, что из-за восходящих потоков воздуха купол не теряет высоты. Разворотом купола на «большой» и «малый снос» выйти из «термика» не удалось. В этот момент заметил, что ветром стало сносить в сторону города. Принял решение на «глубокое скольжение» и затянул две передние стропы. После этого купол начал снижаться…».

Есипов, с угрозой: «Ты на сколько стропы затянул?!».

Я, с виноватым видом: «На две трети».

Асикович, хмыкнув, издал: «Молодец!».

Азаров, подобрев лицом: «Ладно! Иди пока укладывайся!».

И я, на «ватных» ногах пошёл на укладку. Наказывать меня не стали, но ребятам я всё же проставился тортиками.

В последствии я узнал, что РП проконтролировал выброску и раскрытие нашего захода и отвернулся от ТЗК со спокойной душой. А через некоторое время кто-то из спортсменов с укладки неожиданно увидел мой «изуродованный» купол и, не разобравшись, крикнул: «Отказ!!!». После чего РП, так же осмотрев через ТЗК меня, свистящего вниз, и решив, что у меня либо разрыв полотнищ, либо «полетели» стропы, подал команду «Квадрат!!!». Ребята и рванули «с места в карьер»!

Вот такая вот история! Я иногда с улыбкой и дрожью вспоминаю, как подо мной мчалось, вздымая пыль «стадо бешеных слонов»….

 

 

«…Небесный лифт…»

 

Была у нас в Грозненском ЦПАКе одна опытная спортсменка, и звали её Ирка Лунина. На фотогалерее моей интернетовской «странички» Вы можете её увидеть! Компанейской души человек. При моей сотне прыгов у неё тогда уже около 500 было и звание МС. Прыгала она на По-9 серии 2, крутила «комплекс» и топтала «ноль».

Те из «старичков», кто прыгал в Грозном в 1987 году, может быть помнят, как в то лето недалеко от «старта», но за пределами аэродрома, по направлению к центру города, прорвало трубу канализации и вонючая жидкость залила большую площадь. Так вот над этой самой «лужей» (скорее маленькое море!) по жаре, образовывались нехилые такие восходящие потоки!... Когда выброска шла «от города», то над ней так «колбасило» купола – «мама не горюй!!!».

В один из таких погожих дней Ирке довелось попасть туда. Раскрывшись на своей «Пошке», она снизилась где-то до 400-500 метров и въехала в те самые, зловонные, восходящие потоки. Купол, пошатываясь, стал неожиданно набирать потихоньку высоту, что было незамедлительно замечено Иркой по высотомеру (их тогда давали только опытным спортсменам, в «свободной» продаже их не было вовсе!) и тут ей пришло в голову полетать подольше в небе. Она чуток зажала купол, который незамедлительно увеличил свою подъёмную силу. Ирка «забралась» своим ходом метров на 700! Выйдя из восходящих потоков чуток в стороне от лужи, она снова снизилась до 400-450 и вновь «полезла в набор высоты»….

Взлёт, в котором прыгала Ирка, в полном составе приземлился, уложился и снова пошёл на прыжок. Ирка же, всё продолжала болтаться между небом и землёй! Ребята выпрыгнули и снова приземлились – Ирка всё летает!!! На следующий взлёт в самолёт уже пошёл Азаров (её инструктор тогда!), со словами: «Вот планеристка хренова!!! Сейчас собью как грушу!».

Выпрыгнул, подлетел к Ирке и…, всё многозвучие русского языка полилось с небес!...

Ирка шустро долетела до «круга», дала пяткой в блин и помчалась укладываться. Азаров же приземлился прямо на укладку (против всех правил!) и отдал свой парашют спортсменам укладывать….

Мы потом прикинули, что Ирка болталась в небе где-то около 1,5 часа! Вот Вам и пример опытного использования восходящих потоков!

 

 

«…Основы парапланеризма…»

 

В позапрошлом году я приехал на ДЗ «Касимово» попрыгать. Погодка стояла замечательная, тепло, можно сказать – даже жарко было! Земля прогрелась хорошо, в прочем как и воздух. Я сделал пара прыжков и пошёл на следующий, когда поменялся по направлению ветер. Соответственно и «точка выброски» так же поменялась. В том взлёте на Л-410 прыгало несколько «Фрифлораторов», потом уже шли мы – групповики и АФФ-ники.

При сборе формации я вдруг заметил, что под нами какой-то незнакомый пейзаж – сплошное «море леса» и понял, что выкинули нас несусветно далеко от «старта», который просматривался почти на горизонте. Отпихнув соседей по формации, я показал им на всё это и встал на «Валентину», пытаясь дотречить до высоты раскрытия поближе к аэродрому. Увы! Распаковаться пришлось всё же далековато, и я на полной скорости попёр в сторону ДЗ, слегка подтягиваясь на задних свободных концах.

Вижу, что до «старта» я не дотяну, а приземляться на лес – увольте!!! Ни разу на деревьях не висел – и не желаю!!! Я отворачиваю от «старта» и вдоль просеки и частных домов (дач), иду в сторону подъездной дороги к ДЗ.

Бывший военный аэродром «Касимово» расположен у нас в Питере недалеко за городом с северо-восточной стороны, полчаса езды на машине или «маршрутки» от станции метро «Пр. Просвещения». От трассы к «старту» и домикам ведёт грунтовая подъездная дорога, длиной около 1,5 км. так сказать «лёгкая прогулка» для «безлошадных».

Вот на эту самую дорогу я и вышел на высоте около 200 метров с удалением от «старта» с 1 километр. Довернулся над ней и решил подлететь всё же поближе!...

Лечу – лечу! И тут замечаю, что купол перестал снижаться! Оказывается «грунтовка» прогрелась так хорошо, что над ней образовались сильные восходящие потоки, которые свободно удерживают купол. И вот таким вот «макаром» я спокойненько добрался до «старта» сделал 4-й разворот и приземлился рядом с матами….

Ребята же, которые прыгали вместе со мной «на формацию» приземлились чёрте – где! За ними послали машину и привезли, когда я уже уложился….

 

Вот такие вот истории! Термики вообще-то вещь не очень приятная, но и их можно использовать «на благо»!!! Особенно с умом!...

 

 

Кому понравилось, пишите мне на «мыло»: MENtSPb@yandex.ru

 

Всегда Ваш – Подлесный Игорь (МЕНт).

 

Hosted by uCoz