«… Я встречу рассвет в небе,
промчусь над Землёй как чёрт,
напою купол ветром
и сам умоюсь росой!!!...»
(слова Ненаписанной песни…)
Swoop или «ветер
в спину».
...В-в-с-с-с-с-ш-ш-ш!!!... – поют стропы над головой!...
Кисти рук вставлены в петли строп управления, но сейчас я управляю куполом за дополнительные петли на «передних». Створ «ворот» проскальзывает подомной и чуть в стороне. Я кидаю контрольный взгляд на конус – не изменилось ли направление ветра, и оглядываюсь вокруг – не влететь бы в какого-нибудь придурка…. Шестое чувство срабатывает и я резким, но плавным движением «ломаю» купол. Меня, как из пушки выстреливает вверх, Земля и небо на миг меняются местам – под ногами ярко светит Солнце и плывут редкие, пушистые облака…. Свист воздуха в стропах на мгновение стихает, захлебнувшись, что бы снова запеть в удесятерённом восторге. Плавно отдаю «передние» и сжимаю ладони на петлях строп управления, всё внимание на стремительно приближающийся зелённый ковёр травы….
Соловей-разбойник ветер, взревевший визгом рассекаемого эфира, в испуге отстаёт от меня, и я слышу только свой собственный крик:
«…И-и-и-и-и-и-и- … Х-х-х-А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а!!!!!!!!!!!....»
Пружинисто сопротивляются стропы в руках…. Я выравниваю купол над Землёй за мгновение до удара. Змеиные хвосты полотнищ «ворот» приветливо машут мне на ветру, но я их почти не вижу из-за скорости. Передо мной зелёнными волнами травы плещется море дропзоны и я, как форштевнем скоростной яхты, взрезаю его вытянутой вперёд ногой. Бриллианты брызг росы, взметнувшиеся от моих ног, окутывают меня светящимся на Солнце шлейфом, приятно холодят лицо, а я, подставив ветру грудь, мчусь как молодой бог, как комета, рождая своим полётом радугу….
…О, как блажен, сей жизни миг!!!...
Отставший было от меня Соловей-разбойник ветер, врывается в уши рассерженным трепетом слайдера и разбойничьим посвистом строп. Я втягиваю клеванты и купол, вырывая меня из блаженства «сна», подбрасывает вверх. Небольшая пробежка уже мокрыми ногами и тихий шелест опадающего крыла…. Я поворачиваюсь к «старту» и вижу улыбки своих друзей. Боже мой! Какой восторг лучиться в глазах «перворазниц». Я улыбаюсь им в ответ и, собрав купол на руки, иду на укладку.
Хорошее начало дня!!!................
…Начало
этого!...
Начало 90-х годов. Укладываю свой По-9 серии 3 и постоянно смотрю в сторону стоянки самолётов – жду одного «нехорошего» человека, пообещавшего, наконец, дать мне для прыжка свою «Талку». И, в тот момент, когда я ставлю на «стол» уже полностью уложенный парашют, замечаю как к «старту» неспешно бредут две фигуры – Володя Афанасьев (лётчик-инструктор нашего аэроклуба, подпольная кличка «Афоня») и Нателка. Ну, наконец-то! Видать не стоило вчера СТОЛЬКО на «проставу» закупать….
Бегу навстречу: «Володя! Ну, Ты что?!?...».
Короткий ёжик
седых волос кивает мне в ответ: «Держи!
Всё помнишь, что я Тебе говорил?!...».
Я тоже киваю головой в ответ и мчусь обратно на «укладку», выуживать из сумки парашют. Когда объявляют взлёт, я уже несколько минут стою затянутый в подвесной системе – привыкаю! Непривычное отсутствие «запаски» спереди и приятная свобода движений, кажется, что и весу-то в «Талке» поменьше, чем в «упряжи» По-9. Стою, изгибаясь в разные стороны, пальцы пробегают по «контрольным точкам» – бобышка «медузки», отцепка, кольцо «запаски»…. Рядом стоят мои друзья и большинство смотрят с завистью – ещё бы! Им до «мягкой» ещё прыгать и прыгать!!!...
Выхожу на «линию стартового осмотра» и «упираюсь» в серьёзный взгляд Саши Пичкунова:
«Эт-т-то что
такое! Подлесный, что это на тебе?! Кто разрешил?!?!»
Преданно и
честно глядя в глаза инструктору, докладываю: «Система Афанасьева, Пал Саныч разрешил!»
Пичкунов, отставив меня в сторону, окриком зовёт Пал Саныча, но тот только машет рукой от стола РП и кричит в ответ: «Я МЕНту разрешил! Пусть прыгает!!!».
Саша, бормоча себе под нос: «Рановато – рановато!» проверяет на мне систему. Хлопает по плечу, разворачивая, и всё равно не пускает в строй. Отступив на шаг, командует: «Раскрытие!».
Я прогибаюсь в спине, левой рукой отдаю Саше «пионерский салют», а правую сую себе к ягодицам. Упёршись ладонью в бобышку «медузки» имитирую её захват и плавно выношу руку в сторону. Поворот головы и я смотрю на пустую кисть своей правой руки, пальцы которой будто сами собой оживают и, сложив общеизвестную фигуру, упираются ногтём большого пальца мне в лицо. Изумлённо выпучиваю глаза и усилием воли разжимаю ладонь, переводя взгляд за левое плечо и вверх – комментирую: «Контроль раскрытия!».
Смотрю на Сашу. Взгляд Пичкунова смягчился, но лицо всё равно серьёзное (видать всё же вчера перебрали!...). Не реагируя на мои «приколы», Саша даёт новую вводную: «Глубокий перехлёст с вращением!».
Вновь задираю голову вверх, здесь уже не до «выёживания», имитируя действия, комментирую их:
«Оценка отказа!»
«Решение – отцепка!!!»
Кивок головой
вниз и на руку: «Контроль высоты!»
Взгляд на
«подушку отцепки» и её захват рукой: «Контроль
захвата подушки звена отцепки!»
Кистевой выверт
руки и мощным дуговым движением левая рука улетает к бедру: «Отцепка!»
Изгибаюсь дугой,
голова вновь задирается вверх: «Контроль
отцепки свободных концов, уход купола, прогиб!»
Голова как у китайского болванчика вновь кивает на грудь, вместе с ней правая кисть ложиться на кольцо ЗП: «Контроль захвата кольца ЗП, раскрытие!»
Хлопок рукой по правой ягодице и ухмыляющийся «по-доброму» взгляд Пичкунова.
«Ну, ладно! Становись в строй! Пойдёшь
крайним. Раскроешься повыше – 1 000 метров!» (до середины 90-х годов
официальной высотой раскрытия купола ОП было определено 800-900 метров!)
Только тут замечаю, что ребята в «стартовом строю» покатываются от смеха! И чего смешного они нашли?!?!...
Залазаем в «Антон», блин! Ну, надо же!!! Как удобно сидеть в ТАКОЙ системе! Нет, надо копить денег и покупать себе такую же (обращаю внимание на год события!!!)!
Перипетии взлёта, набора – ну ничего интересного! Обычная «тридцатка» (высота выброски – 2200-2400 метров!). Только Андрей Иваныч, выпускающий, выпучив страшно глаза, выдаёт: «Подводный (ещё одно моё «погоняло» в Ленинградском аэроклубе!) ты что! Без «запаски» прыгать собрался!?!». Снисходительно улыбаюсь в ответ, остальные спортсмены ржут! Наверное, скрывают зависть!... J
Отделяюсь, как было оговорено, крайним. В уплывающем обрезе двери самолёта мелькает улыбающееся лицо Иваныча и его непристойная «композиция» из рук, в ответ показываю только язык. Торможение – гашу «горизонт» в кабрировании и так же разгоняюсь по вертикали! В нынешнее время, во FF-лае эту позу называют «сит». После 10-й секунды складываюсь пополам. ВАУ!!! Коленки упираются мне в лоб! Нет, всё же без «запаски» «спереди» здорово!!! Пару секунд стабилизирую и проверяю плотность группировки, нахожу ориентир на горизонте и вперёд!!!
Ввод на спираль – торможение-ввод на другую спираль – торможение-ввод на сальто – торможение-ввод на спираль – снова спираль – торможение-ввод на сальто!... Зелёное море лесов, бликующая на Солнце поверхность Финского залива, квадраты полей и жилых кварталов Лисьего Носа, всё сливается и размазывается от скорости…. Остановка – ориентир на месте! Классно!!! Взгляд на высотомер – 1 200 метров. Ух, ты!!! За сколько же я скрутил «комплекс»?!?
Раскорячиваюсь в небе крестом, обратным прогибом (вспухание!) гашу скорость для раскрытия. С первого раза захватываю бобышку «медузки» и, вытянув её, некоторое время удерживаю в руке. Хе-хе! Надо же – носовой платочек!!! Бросаю «медузку» – ух ты, какими длинными кажутся свободные концы. Купол, пару-другую раз качнувшись из стороны в сторону, наполняется, мне на голову падает слайдер. На высотомере 1 000 метров – норма! Опробую работу нового купола, – какой шустренький! Почти без задержки входит в разворот, управление мягкое. Без особого напряжения ввожу в «средний режим» и «свал». Немного просыпав спиной назад резко «отпускаю» клеванты…. «Ох! Ё-ё-ё-ё!!!...» Из-за задней кромки купола на секунду появляется Земля. Уф! Страшно!!! Ладно – полетели «ноль» давить!
Начинаю рассчитывать заход и наблюдаю как внизу, на песчаный круг заходят мои товарищи, выпрыгнувшие раньше. Так! Ясненько! Штиль полнейший! Вот упал в центре круга Русланчик – заходил по перпендикуляру от взлётки. Ниже меня, уже на глиссаде «качает купол» Колёсико – эта идёт вдоль взлётки, через укладку!... Ну и я так же пойду!
Прикидываю удаление для «базы» – не менее 150 метров и начинаю «строить змейку». Крайний раз доворачиваюсь над «укладкой» – внизу шустро копошатся наши спортсмены, кто-то смотрит на меня, заслонив глаза от Солнца ладонью – любуются!... Конус, как использованный контрацептив, обвис и только лениво шевелит полосатым хвостом. Придерживаю купол в «среднем» режиме и тут же понимаю, что «перехожу»! «Держать на свале» купол страшновато (да и падать с вертикали не очень-то хочется!) – непривычная регулировка, и я решаю подкорректировать глиссаду, дав куполу скорости. Плавно отдаю клеванты, – купол тут же кивает вперёд, разгоняясь, но и значительно уменьшая высоту. Так! Пора!!! На интуиции начинаю вытягивать клеванты и тут!....
Плавно приближающийся песчаный круг вдруг стремительно кидается под меня.
«…Э-э-э!!! Куда!?!?! Стоять!!!...»
Я вижу как у ребят, стоящих на кромке круга от изумления отваливаются челюсти. Такое ощущение, что меня подхватила реактивная тяга. Я проношусь над кругом в каком-то полуметре, ноги вот-вот коснуться травы и я ещё больше втягиваю клеванты – делая «подушку». Куда там!!! Купол как взбесившийся мустанг продолжает нести меня вперёд с всё увеличивающейся скоростью и совершенно не собирается приземляться. По кроссовкам хлестают стебли высокой травы, а я с ужасом смотрю вперёд. В голове дикая мысль: «…До деревьев около 500 метров, ещё метров 100 пролёта и я на хрен брошу клеванты, лучше перекатом об землю, чем «в лобовую» с деревьями!!!...». Но тут, будто подслушав мои мысли, купол чуть снижается и я, резко спружинив ногами, резво бросаюсь «в погоню за собственным здоровьем». Бросаю клеванты, но купол, вместо того, что бы как обычно упасть за моей спиной, перепрыгивает через меня, и я влетаю в него на всём бегу. Ноги запутываются в высокой траве и я, завернувшись в купол как в саван, наконец-то падаю на землю.
«…Уф! Что это было???!!!...»
Кряхтя и отплёвываясь от какой-то гадости, набившейся откуда-то в рот (видать всё время пролёта у меня самого рот был, как хороший воздухозаборник распахнут!...), я выползаю из-под купола и встаю, оглядываюсь….
Ничего себе!!!
До песчаного круга не меньше ста пятидесяти метров. Вот это я полетал!!! Впрочем, и побегал тоже!!!... Но что же случилось?!?
И только тут я замечаю, что вялый конец конуса, столь безжизненно свисавший вниз ранее, вытянулся стрункой по направлению ко мне. Чёрт! Ветер!!!...
Наматываю на
руки купол со стропами и бреду на укладку. Снимаю там подвесную и бросаю купол,
после ТАКИХ пролётов надо бы перекурить!... Подхожу к Пичкунову – «Разрешите получить замечания?...»
Саша уже
лыбиться как новогодняя ёлка: «Подлесный,
ты мне скажи, сколько фигур выполняется в стандартном комплексе?!»
«Шесть!» – без секунды на размышления рапортую я!
«А ты сколько сделал?»
Замираю в изумлении, и сказать то нечего!...
Саша удовлетворённо хмыкает: «А ты ДЕСЯТЬ скрутил! Хотя, в общем, очень хорошо – 7,8 сек.! И группировка на этот раз была хорошей и связки без штрафных. Вот бы всегда так!»
Похвала
действует благотворно и я «оживаю»: «Как
это ДЕСЯТЬ?»
«А вот так! Ты на спиралях дважды
прокручивался, на 7200! Я аж сам обалдел!... Тормозиться
раньше надо было!»
Он подмигивает и
командует: «Иди, укладывайся…. Хотя
постой!» – уже с «металлом» в голосе: «Ты что это на приземлении учудил?!? С
какого ПО ветру заходить удумал?!».
Начинаю оправдываться, хотя и понимаю, что Пичкунов и сам всё видел хорошо…. Снова подколка в мой «огород»: «Ты это брось! Или решил свупом заняться?!».
«Чем?!?» – снова опешиваю я.
«Ну, ты деревня!!! За «бугром» новый вид
парашютной активности такой появился» – разъясняет мне Саша – «Скоростные пролёты над землёй на дальность!!!...»
………………………………………….
…Продолжение
«начала этого»!...
Середина 90-х годов. Мои плечи плотно обхватывают «плечевые» МОЕГО СОБСТВЕННОГО «Радара». Спасибо Андрюхе Веселову! За умеренную плату привёз мне из Москвы парашютик. Да такой классный!!! Куполок нежно голубого цвета – красивый! А летает то как!!! Не то, что привычные «классики» – По-9, «Талка» или «ПараФойл»!....
Я уж не помню как там, в точности в ТТХ было написано, но что-то вроде: «…парашютная система «Радар» относиться к классу «скоростных», купол основного парашюта имеет специальный профиль, позволяющий осуществлять приземления со значительными пролётами, а также приземляться как перпендикулярно ветру, так и под любым к нему углом…». Ну! Ё-ё-ё-ё!!!... Техника!!! J
…Господи! Дышится то как!...
Я стою на «укладке» военного аэродрома «Касимово» (эх, как давно уже это было!...), и смотрю в небо. Лёгкие облака невесомыми перинами изредка кропят высокое небо, свежий ветерок, кажется, не обращает на них внимания, заигрывая с высокой травой на поле, теребит листву берёз и полосатый конец «конуса»…. Красотища!!!
Сзади раздаётся шорох приближающихся шагов и голос Дениса Барыгина: «Любуешься?!?!». Я киваю в ответ головой и снова замираю, зачарованный окружающим меня миром. На стоянке со свистом начинают разгоняться для запуска движки «вертушек», ещё пока слышны голоса «бортачей» и техников. Ден несколько секунд тоже смотрит в небо, потом снова поворачивается ко мне: «Ну, что? Прыгать то будешь сегодня?». Я с улыбкой поворачиваюсь к нему и подмигиваю: «А то! Что ж я, просто так что ли приехал!». Через несколько минут мы уже сидим в салоне набирающей высоту «восьмёрки». Уши будто заложены ватой. Окружающие меня спортсмены, впрочем, как и я, мигом превратились в «немых» и общаются в основном только жестами. Если хочешь что-нибудь сказать своему соседу рядом, то приходиться просто орать на ухо. Выпускающий жестами показывает порядок отделения, поочерёдно тыкая в направлении каждого пальцем. Я иду вслед за «четвёркой» из двух спортсменов из Гатчины, которых сегодня тренируют наши спортсменки – две Ольги: Кошкина и Богданова. Решаю «полетать» рядом – потренироваться для съёмки. На 3-х тысячах выходим на «боевой» и…. Пошли!!!
Ныряю вслед за исчезнувшими за бортом телами. Боже мой! Какая восторженная благодать!!! Кто не прыгал ни разу, не испытал на себе свободного падения, тот никогда не поймёт чувства испытываемые нами, парашютистами. Тот никогда не сможет понять, что же так тянет нас снова и снова туда, вверх, в бездонную и прекрасную нирвану, называемую небом….
…Внизу, слегка закручиваясь, падает «четвёрка». Становлюсь «на кола» и через несколько секунд догоняю. Зависаю над формацией и чуть в стороне, фиксируя панораму. Потом боковым скольжением делаю полукруг и сильным прогибом сравниваюсь по высоте с «четвёркой». Фиксирую высоту и тут вижу, как кто-то из Ольг поворачивает в мою сторону голову и энергично ей качает. Показываю руками, что подходить не собираюсь и, подвспухнув, отваливаю в сторону. На 1 200 метров вижу, как «четвёрка» размыкается и начинает «разбегаться». Сам делаю отмашку и, немного подержав в руке «медузку», бросаю её, раскрываясь повыше. Надо опробовать свой новый куполок!...
Куполок раскрывается с небольшим качем и доворотом, но в целом просто отлично! Слайдер мягко пружинит над головой, я стягиваю его на свободные концы, за затылок. Ну, что – полетели!
Да! Это техника!!! Реакция на ввод стропой управления фактически без задержки. Скорость чувствуется сразу. В начале делаю развороты, осматриваюсь – нет ли кого поблизости, не помешаю ли кому-нибудь. Потом перевожу купол в «средний режим», смотрю на его реакцию и поведение. Додавливаю купол до режима «свала», немного падаю спиной вперёд, елозя задницей на потоке, и резко отпускаю стропы управления….
«Мамочки!!!»…
Купол кидается вперёд и под меня. Кажется, что я переворачиваюсь вверх ногами, из-за задней кромки купола видна вся (!!!) Земля, лес, поля и аэродром со «взлёткой». Резко засвистел ветер в стропах…. Э-э-э-э нет! Так делать больше лучше не буду – страшно!
Бросаю взгляд на высотомер – 600 метров. Нормально! Начинаю делать развороты и пытаюсь по высотомеру замерить «высотные провалы» на 90 и 180 градусов. Порядок! Полетели садиться! Выстраиваю глиссаду для приземления с поворотом на 90 градусов. Как там, в инструкции-то было написано: «…специальный профиль купола основного парашюта «Радар» позволяет выполнять скоростные приземления с пролётами значительной дальности и «подскоками». Для безопасности приземлений рекомендуется начинать тренировки разгоном купола «с прямой», достигаемого путём натяжения передних свободных концов. После освоения данного способа переходить на «разгон» купола путём разворота на 90 и 180 градусов…».
Захожу на приземление с запасом высоты (ну, страшновато же в первый-то раз!) и по удалению. Чуть ниже 100 метров вытягиваю стропу управления и с креном «вписываюсь» в 90 градусов. Вираж выполнил без особых эмоций, купол самостоятельно выпрямляется метров на 30 от земли. М-м-да! Не выпуская из рук стропы управления, чуть подтягиваю «передние» и…, со свистом пролетаю предполагаемую точку приземления! «Подушка» мягкая, небольшая пробежка…, всё! Прилетели!!! Собираю купол на руки – пошли укладываться.
На «укладке» меня встречает свирепый взгляд Ольги Кошкиной: «Игорь! Ты что убить нас хотел?!?». Не понял!? «Ольга, ты чего?!». Ольга сильными пальцами хватает меня за рукав комбинезона: «Или снимай вот ЭТО, или ближе ста метров к нам не подходи!». «Да в чём дело-то?!? Ты объяснить-то по-человечески можешь?!?» – я в полном недоумении. У Ольги просто ангельский характер – порвёт на лоскутки любого. Но, видя моё искренне недоумение, она мгновенно «отходит» и в глазах загораются весёлые чертенята. «Придурок!!!» – выдаёт она мне характеристику. «Знаешь, как ты нас напугал! У тебя комбез шумит, как не знаю что!». О-о-о-о-о!!! Братцы! Напугать Кошкину надо ещё суметь!... Скорее она сама кого угодно напугает! Я с недоумением ощупываю свою хламиду – странно, комбез как комбез. Жена пошила мне из старого купола от С-4У, ярко оранжевого цвета с белыми секторами. Ольга, удовлетворённая проведённой воспитательной работой, уже с улыбкой кивает в сторону: «Закажи у Богдановой комбез, она тебе пошьёт отлично!». Ну, это я и сам знаю! У Богдановой Ольги все групповики себе комбезы шьют! «Я подумаю!» – отвечаю я, и сбрасываю систему на укладочные столы, надо успеть уложиться к следующему подъёму.
На следующий прыжок мне дают «в нагрузку» двух спортсменов с небольшим опытом в групповой. С заданием «выложить» и проконтролировать, что б их не мотало по вертикали. Соглашаюсь, но, учитывая «пожелания» Ольги Богдановой, заранее предупреждаю ребят: «…ребята! Мне тут сказали, что у меня очень шумный комбез. Правда, я сам этого не слышал. Поэтому Вы не бойтесь, если что!...». Ребята смотрят на меня с соответствующим взглядом…. Ха! Я сам бы ТАК смотрел, если бы мне кто посторонний тоже самое сказал!
Выскочили за борт, я оттягиваю. Лёгкая борьба «нанайских мальчиков – легли! До высоты разбежки покружились, да полетали – раскрылись! Отрабатываю уже развороты на 180 градусов и по высотомеру пытаюсь засечь высоту «провала». Проверяю возможность вывода купола из пикирования сразу после разворота и небольшого разгона. Нагрузка на стропах управления сразу становиться тяжёлой. Надо будет на турнике побольше бы повисеть! Ладно, полетели садиться. Запас высоты оставляю тот же, а вот удаление беру побольше, фактически над асфальтом стоянки! Посадочная глиссада пройдёт параллельно рулёжки и упрётся в ВВП, ну, да неё метров 100-150. Даю куполу скорость и через пару секунд закладываю вираж на 180 градусов. Хлопотунчик слайдера затыкается так, будто ему передаются мои мысли….
«Ох, мать…!!!»
Меня кладёт почти в горизонт, серый асфальт появляется перед лицом и тут же начинает стремительно приближаться. Страшновато! Купол самостоятельно и плавно начинает выходить из режима пикирования, вытягивая меня уже к траве поля между рулёжкой, стоянкой и ВПП. Когда до травы остаются считанные метры, я чуть придавливаю клеванты и окончательно выравниваю полёт купола над травой. Чуть согнутые в коленях и выставленные вперёд ноги ступнями касаются травы, метёлки которой нещадно хлещут меня по кроссовкам. Мне кажется, что я несусь с сумасшедшей скоростью, но… мне это нравиться!!! Что-то всё же есть мистическое в том, когда мы вступаем ногами на землю после прыжка…. Тихо шелестит трава под ногами, её высокие стебли колышутся как зелённые волны на море и…, стремительно приближается бетонная полоса «взлётки»!...
«Интересно!? Купол собирается останавливаться или нет?!?» – проносится у меня в голове. Через секунду: «Давить или бросить?!?...». На взлётку очень не хочется!!! Решаю давить! Начинаю плавно выбирать стропы управления, и тут же купол замедляет свой «бег». Более сильная подача клевантами и купол окончательно тормозиться, ставя меня на ноги в нескольких метрах от ВПП. Уф, приехали! Оглядываюсь…, ё моё!!! До «старта» идти-то!... Но настроение отличное, вот что значит «скоростные приземления»….
«Вот ты какой, цветочек аленький!!!»…
P.S. Напоминаю всем читателям,
что «скоростные приземления» или swoop являются по сути своей очень сложной «технической дисциплиной».
Обучение данной дисциплины необходимо проходить под руководством опытных
инструкторов и спортсменов с достаточным опытом таковых прыжков. Большинство
травм, в том числе и с летальным исходом, в настоящее время происходит именно
при таковых приземлениях!... Шалите БЕЗОПАСНО!!!...