«… За гранью тонкой,
невесомой,
лежит простора синева.
Шагни в неё!…»
Стихоплётные потуги автора.
Отделения
или дверь в неведомое.
Яркие, феерические картинки
мелькают у меня перед мысленным взором. Неведомые и влекущие ароматы, страстные
образы и потаённые мысли облекаются во что-то осязаемое…. Я сплю! А точнее
дремлю, положив голову на ранец впереди меня сидящего. Догоняю ушедший,
кажется, сон. Странно, но после ранней, утренней пробежки до метро, а потом ещё
с полчаса тряски в «маршрутке», и всё это с рюкзаком системы, я умудряюсь
закемарить, пока наш борт набирает высоту. За бортом ватно-натужено гудят
лопастями движки, «Элка» слегка покачивается на воздушных струях и всё это как
заботливая няня укачивает, усыпляет ТЕБЯ.
…Вот странно, я обычно
всегда спокойно засыпаю на всех видах летательных аппаратов, за исключением
вертушек…, хотя…. Когда мы на службе, после четырёх дней «глубокого рейда»
возвращались в своё подразделение, то вырубились все, как только уселись по
лавкам, лбами уткнувшись в скрещённые на стволе автомата кисти рук….
Ну вот, зашевелились,
кажется! Открываю один глаз и вижу, что действительно, первые ряды уже
поднялись и протягивают руки для помощи сидящим сзади, что бы те, в свою
очередь, помогли подняться другим. Второй глаз открывается в тот момент, когда
служивший мне подушкой ранец Сашки Веселова, качнувшись из стороны в сторону
взмывает к потолку салона. Перед носом у меня появляется красно-белая
«ПараАвисовская» перчатка с растопыренными пальцами. Пора и мне вставать….
Нахлобучиваю каску на голову, пальцы привычно защёлкивают ремешок, поправляют
ножные обхваты и пробегаются по «контрольным точкам». Медузка – подушка отцепки
– кольцо ЗП!... Я готов!!!
«…Ш-ш-ш-ш-ш-ш-П-О-К!!!...»
Пластик двери сдвинулся и
встал на упоры, в салоне сразу же посвежело. Можно спокойно опустить забрало
шлема – уже не запотеет, Андрюха Коханов всё же классные шлема делает. Сзади
что-то буркнуло-крякнуло-звякнуло и ветер в салоне самолёта заперхал-закашлял
шипящими порывами – пошли первые – «FриFлаисты». Сумрак сдвинутых
спин-ранцев стремительно рассеивается, порождая бесноватые выкрики:
«С-У-у-у-А-а-а-ъ-ъ!!!.», «К-о-Л-Б-а-С-с-ы-Р-р-ъ-ъ!!!», «Г-г-О-о-У-ъ-ъ!!!», -
твёрдо обрывающиеся на утверждающем «Пшике» забортного потока…. Галлюциногенный
сон продолжается! Вот только что контрастно-чёткий силуэт
полусогнуто-расслабленной позы Сашки Веселова мелькнул в проёме обреза. На
мгновение вспыхнули под косыми лучами Солнца его туго обтянутые ножными
обхватами ягодицы павианьевого цвета (то-то Шурик у девчат в фаворе!!!J). Как вдруг тело его потекло под встречными
струями воздуха, становясь призрачно-зыбким, и окончательно растворилось,
рассосавшись в голубом с белым просторе под хвостом самолёта….
«…Exit–1 Классика – лирика!…»
Тренировки выхода, или уже
по-нашему – отделения занимают в программах обучения довольно значительный
объём часов, хотя, в большей степени, данное обучение отдаётся «на откуп»
самому парашютисту. Всё просто как «три копейки»! Вот Тебе обрез двери, здесь
пол самолёта, ТАМ ОНО!... Тренируйся – не хочу! Вот и видишь частенько, как
кто-то из начинающих прыгает туда-сюда через воображаемую лишь ему ЧЕРТУ, а на
самом деле через порог укладочной, парабара или собственной комнаты. Смотришь
на этих…, э-э-э…, новобранцев и, незаметно для себя фиксируешь их ошибки! А что
могут подумать окружающие, из тех, что о прыжках не сном – ни духом?!?! «…Алло! А можно психиатрическую бригаду
вызвать по адресу…. У нас тут человек распрыгался!...». Автор этих строк
видал как-то раз, как из открывшихся дверей поезда метро выскочил «на поток»
один молодой человек с довольно неплохим прогибом. Он был очень доволен собой,
на лице его «гуляла» улыбка… до той поры пока я, входя в только что оставленный
им вагон, не прокомментировал – «Руки
слишком низко держишь! Да и парашютик забыл одеть!!!». Я умчался дальше «по
делам» в том вагоне, оставив на перроне изумлённо вытаращенные глаза вместе с
их хозяином.
Кстати, вот что мне
нравиться в «классической» программе подготовки, в отличии от АФФ, так это
возможность поучаствовать в обучении парашютистов-новобранцев. А точнее –
парашютисток! Ведь что там в АФФ! Инструктора взяли за захваты, выдернули,
положили на поток – ВСЁ! А тут (в классике!)! Человек долбается–долбается, а
инструктор: «Руки низко!... Колени
подтягиваешь!... Расслабься!!!» и т.п. чушь, от которой у начинающего
возникает непреодолимое желание «учиться,
учиться и ещё раз учиться!!!». А так как свой инструктор обычно занят «до
нельзя», то в обучающие обычно берутся опытные или чуть более опытные спортсмены. Жаль, конечно, молодых парней,
советы и подсказки которым ограничиваются просмотром двух-трёх «скачков» и… «это туда, это сюда! Главное расслабься!...».
А вот девушек обычно опекают более э-э-э… плотно! Особенно в летний период
времени! Форма одежды обязывает! Ну, сами понимаете!!!
Вот такую картину можно
встретить на любой ДЗ, где проводится обучение по «классике»! Спортсмен (ну,
тот, что опытный или чуть более)
усаживается в кресло перед воображаемой дверью и даёт команду: «Давай!». Я уж не буду оценивать
двусмысленность этой фразы, так…, упомяну апострофом, но связь действия с
желанием прослеживается однозначно! После этого начинается «первая часть
марлезонского балета», заключающаяся в ранее описываемых скачках из дверей.
Молодая представительница взращиваемого поколения трудолюбиво и с упорством
пытается изобразить прогиб с расслаблением в том коротком промежутке полёта
между порогом укладочной и земляным покрытием (или полом!), разводит синхронно
(ну, уж как выходит!) руки, симметрично держит полусогнутые ноги, пружиня на
носках при приземлении…. А спортсмен тем временем пытается сосредоточиться на
контроле правильности выполняемого упражнения! Ему ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО!!! Ещё бы!!!
Когда у него перед носом, будто собственной жизнью живут, пульсируют,
подпрыгивая столь прелестные, округлые формы, от взгляда на которые порой
возникает уверенность, что стандартной длины «грудной перемычки» здесь явно не
хватит!
Дойдя до определённой кондиции, «наставник» усугубляет
ситуацию однозначной, в прочем преимущественно никак с реальностью не связанной
констатацией факта: «Прогиб слабоват, ТАК
при отделении Тебя будет опрокидывать! Давай попробуем следующим образом!...».
… «вторая часть
марлезонского балета»!
Описательной части
разъяснения необходимости перейти к данному способу обучения позавидовал бы
Казанова! Хотя суть его заключается в простейшей имитации «набегающего потока»
исполняемой руками «наставника». Девушка выпрыгивает из того же самого проёма,
в той же самой позе, но по рекомендации обучающего «ложится грудью на поток»!!!... Как Вы уже поняли, «набегающий поток» имеет приложение силы
именно туда – куда следует!
Удовлетворение получают ВСЕ! Спортсменка, «наставник» и… зрители! Степень
удовлетворённости проявляется незамедлительно – сразу же после очередных
пары-тройки реальных прыжков обучаемой! Кто-нибудь из участков процесса
обязательно предложит повторить «столь действенный метод» и перейти «к его
закреплению»!!!...
В прочем я, кажется, как
всегда отвлёкся!..
Хотел рассказать Вам об
одном из экстравагантных способов «отделения» перворазника, случившегося не то
что непреднамеренно, но уж во всяком случае, без всякого на то желания и
действия с его стороны! Рассказ был поведан мне одним из моих старых приятелей,
длительное время работающим выпускающим по «классической программе», кстати,
рекордсменом по количеству выполненных им «стометровок». Мишаня мужчина
необычайной доброты человек, неиссякаемый источник юмора, кладезь всяческих
приколов, шуток и прибауток. Описывать всё то, что звучит из его уст без смеха
просто невозможно! Попробую и я!
…Так вот! В один погожий
летний денёк, когда Солнце уже стало клониться долу, а количество
взлётов-посадок смешалось в голове Мишани в один беспрерывный конвейер,
отягощённый «забортной», и тем более «внутри салонной», температурой и случилось
ЭТО «маленькое недоразумение». Как Вы поняли, состояние Миши было –
«слегка утомлённый» и он, дабы хоть как-то облегчить собственную участь, усадив
по лавкам очередную порцию решивших приобщиться к небу романтиков, решил не
закрывать дверь в самолёт. Тут ведь и вентиляция будет хорошая, да и романтика
удаляющейся от тебя Земли! Картина красоты неописуемой, оценённая сидящим у
самой двери перворазником, который судорожно уцепился, за что только возможно
руками. Мишаня пристегнул «переходники», проверил и, дав команду на взлёт,
завалился поперёк прохода в ожидании набора высоты. Вывел его из коматозного
состояния сигнал, предупреждающий о том, что пора разблокировать страхующие
приборы «запасок», чем Мишаня и занялся. Доведённая до автоматизма процедура –
рука на прибор (ППК-У), шпилька, еле слышный треск стравливаемого секундомера и
лёгкая вибрация…. Один, другой, третий…, от перворазника к перворазнику. Шагнул
к тому, что сидит около обреза двери. У парня глаза в очки еле помещаются!
Мишаня ему: «Да не бойся Ты так! Отпусти
самолёт-то, что ты ТАК вцепился! Скоро прыгать будем!» – «успокоил» его.
Рука на прибор…, шпилька…., затрещало-завибрировало, следующий! Прибор…,
шпилька…, затрещало… и вдруг!!!..
За спиной Миша расслышал
знакомый всем «старичкам» щелчок ППК-У, резко оборачивается и видит, что на
одного перворазника в салоне старого Ан-2 стало меньше!..
З-6П знатная «запаска»!!!..
Мишаня мигом оказывается у
открытой двери и наблюдает, как от самолёта отдаляется под раскрытым куполом
тело того самого, с выпученными глазами перворазника. За его спиной болтается
вялым хвостиком стабилизирующий купол Д-6, силы которого уже явно не хватает
для того, что бы вытянуть камеру основного купола из ранца.
Настойчивый, прерывистый
сигнал и удивлённое лицо пилота, торчащее в проёме дверей в кабину, возвращают
Мишу в реальность происходящего. Он подходит к пилоту и на довольно странный в
данной ситуации вопрос: «Что это было?!?»,
отвечает не более экстравагантно, но и не менее профессионально: «Отделение методом «срыва»!». Теперь
очередь пилота выпучивать глаза! Он с секунду смотрит на Михаила, потом делает
вращательный жест пальцем у виска, показывая своё преклонение перед высоким
интеллектом Мишки, и тем же пальцем тут же нажимает на тангенту радиосвязи с
Землёй. Спокойный, невероятно уверенный голос пилота раздаётся в эфире: «Первый пошёл «пристрелкой», земля
наблюдайте!..». Тангента отпущена, и пилот снова поворачивается к
выпускающему: «Миш! Может остальных по
«классической» выбросим?!?» – в голосе пилота сквозит лёгкая надежда на
понимание. На что уже пришедший в себя Мишаня благосклонно выдаёт: «Не возражаю!» и удаляется на своё
«рабочее» место – самолёт заходит на «боевой»!..
На земле Мишаню ждал
разъярённый РП с дивной лекцией из сплошь высокопарных и прочувственных слов,
преимущественно состоящих из благородных оборотов.… А также ящик холодного
пива, «выставленный» тем самым перворазником, который, как оказалось позднее,
очень боялся прыгать сам.
Он первым встретил Мишу,
обречённо бредущего от приземлившегося самолёта с охапкой камер от
стабилизирующих к старту, вручил ему ящик запотевших бутылок и сообщил, что: «…Вы знаете? Я ТАК боялся! Думал, что уже
откажусь прыгать! А тут раз!.. И я уже вишу под парашютом! Вот только я не
понял…».
Тут Мишаня споро взял инициативу
в свои руки: «…И не надо ничего понимать!
Понравилось?!? Ну, вот видишь!»…
«…Exit–2 Не классика и НЕ лирика!…»
Рассказывать про
перворазников можно до бесконечности, это, как говориться «бесконечная
история»! Одна из составляющих профессии выпускающих зачастую привлекает
спортсменов в это дело именно из-за возможности до бесконечности «купаться» в
эмоциях, льющихся из глаз, голоса, движений, а зачастую и поступков
перворазников. Вот совсем другое дело, когда что-нибудь ТАКОЕ отчебучивают уже «видавшие виды» спортсмены или
инструктора...
Фактически в каждом
аэроклубе присутствуют такие люди, которых все дружно называют «ходячее
ЧП». Уж судьба у таких товарисчей…, незавидная!
Вот и у нас такой (да и не один, надо сказать!) был в
Лисьем Носу.
Кроме вышеуказанной была у
него ещё одна кликуха, производная из его служебного положения – «полковник». У
мужика было порядка 4-5-ти сотен прыжков, большинство из которых на десантной
технике. В виду его служебного положения отказать ему в прыжках и послать куда
подальше наше руководство не могло, а может и специально пускало его в небо,
дабы на примере показывать иногда спортсменам как НЕ НАДО делать. Так сказать
образцовый отрицательный пример.
Автор этих строк, например, был свидетелем того как «полковник» 4-5 раз
отцеплялся от «рабочего» купола. Наш инструктор, Пал Саныч, отвечавший за склад
и соответственно за прыжковую технику,
просто зеленел от обилия эмоций, когда видел, что «полковник» снова
припёрся на аэродром. В лесах так и сгинул один из куполов По-9 серии 3,
отцепленный «полковником» только из-за того, что ему показалось, что слайдер «…долго не слезал…». Прыгал «полковник» на
том, что ему подсовывали, без разбора. При этом на «высоту» не лез, любимой
точкой отделения у него было 1200 – 1500 метров.
Так вот! В один прекрасный
солнечный день он в очередной раз приехал на аэродром и, получив у Пал Саныча
подходящий к списанию По-9 серии 2, полез с нами в вертолёт прыгать. У нас как
раз тогда проходили какие-то очередные сборы с участием военных и соответственно
они порадовали нас вертушкой со снятой рампой.
Кто раньше прыгал с
военными, тот знает, что «эмоциональное насыщение» от этого действа бывает двух
категоричных типов – либо только плохое, либо хорошее. У нас было ХОРОШЕЕ!
Вертуха без отдыха молотила небо лопастями, конвейер «на высоту» шёл
безостановочно, народу на борт НЕ набивалось, от снятой рампы в салоне было
«свежо», в общем «прыгай – не хочу!!!»…
…Расселись мы по лавкам,
кто-то на дополнительные баки взгромоздился, вертушка подпрыгнула и полезла в
набор! … «Полковник» сразу же пробрался к штурману, договориться о выброске
«проходом» и вернулся к рампе, сплёвывать на головы оставшихся на земле….
На 1400 метров «полковник»
встал, затянулся и, перемигнувшись со штурманом экипажа, который этаким широким
жестом показал ему, мол «…вали отседова!...»,
подошёл к рампе. Пилоты вывели вертушку в точку выброски, сбросили скорость и в
салоне «крякнул» зелённый свисток…
В следующий момент мы
увидели, как что-то пролетело от рампы через весь салон вертолёта и ударилось в
спину штурмана, сидевшего на откидном сиденье между пилотами. Тело «полковника»
медленно наклонилось, и он исчез за обрезом рампы…
Следующая картина надолго
запомнилась мне своим содержанием – оглянувшийся штурман с отвалившейся челюстью
смотрит с изумлением на предмет, валяющийся на полу кабины у его ног, такое же
изумление в глазах и многих из нас. Поскольку под ногами штурмана мы видим
лежащей… медузку от По-9 серии 2, рифовочная лента от которой тянется через
весь салон вертушки и скрывается за порогом рампы…
Замешательство длилось доли
секунды, после чего штурман хватает медузку и… суёт её ближайшему к себе
парашютисту в руки. Тот же, получив ТАКОЙ «подарок», не теряется и тут же
передаёт медузку следующему парашютисту, сидящему ближе к рампе…. Эстафета
оживает, и крайний от рампы спортсмен, в свою очередь, приняв от предыдущего
участника столь оригинального действа «эстафетную палочку», швыряет её в
голубую бездну за бортом…
…Выпускающий, стоявший всё
это время в углу у рампы с невозмутимым «до нельзя» лицом, спокойным взором
проследил за полётом медузки, бросившейся догонять своего владельца, и секунду
спустя молча поднял вверх большой палец, показывая, что всё «ОК»!...
В последствии оказалось, что
«полковник», кстати, так и не понявший, что у него была очень серьёзная
предпосылка, просто перепутал порядок простейших действий, которые он собирался
сделать – в начале прыгнуть, а потом дёрнуть кольцо. На земле, на вопрос
выпускающего он спокойно заявил: «А что? Я просто хотел открыться повыше и
полетать под куполом!...». На вполне заслуженный вопрос: «А на какой же ты…
кольцо на борту-то дёргал?!!!...», «полковник» в свою очередь вытаращил глаза и
выдал: «Я кольцо дёрнул сразу же ЗА БОРТОМ!»…
Резюме очень простое и
прописано оно в руководстве по прыжкам категоричной фразой: «…при прыжках с вертолёта с ручным вводом в
действие парашюта, выполнять задержку в раскрытии парашюта не менее 5 секунд...».
«…Exit–3 Лирика!…»
…Лопасти вертолёта захлопали
чуть тише (смена шага винта пилотами)
и штурман с ехидной улыбкой кивает мне. Я вывешиваюсь наружу из двери,
удерживаясь рукой за ручку лебёдки. Тянусь правой ногой и становлюсь на бак,
пальца скребутся по обшивке и, наконец, вцепляются в отлив карниза двери.
Отпускать ручку лебёдки страшновато, в голове проскальзывает неуместная в
данный момент мысль: «Не хватало ещё
свалиться!». Хоть подо мной и 3000 метров, но за плечами-то парашют!
Мысленно подбадриваю себя и, перехватившись руками, забираюсь обеими ногами на
внешний бак вертолёта. Пригибаюсь как можно сильнее и, цепляясь за открытые
створки иллюминаторов, проскальзываю к стойке шасси…
Санька Шёголев так один раз
на Петропавловке не пригнулся и его красивый кожаный прыжковый шлем «обрёл»
дополнительную вентиляцию на макушке, а сам Шурик при этом потерял часть
собственной причёски и очень развеселил нас слегка дымящейся макушкой после
приземления. Температура выхлопных газов из патрубков двигателей!!!...
…Ещё один широкий шаг над
разверзнувшейся перед взором и под ногами голубоватой бездной и я уже на
покрышке колеса. Вот теперь можно уверенно вздохнуть, надеясь, правда, что
пилот не сразу разтормозит шасси.
Усаживаюсь прямо на чёрную
резину, дико выглядящую в своих царапинах и прилипших стебельках травы над
пустотой и свешиваю ножки…
…Под ногами медленно плывут
белые шапки облаков, земля просвечивается зеленовато-голубоватым полем, которое
рассекают росчерки дорог, тропинок, лесов и полей. Солнце играет искрами в
волнах Финского залива…
В мире застыла необычная
ТИШИНА!...
Точнее, тело-то воспринимает
«пуф-пуф-пуф!!!» над головой, но вот только давящий сверху (!!!) поток от
лопастей начисто вышибает любые звуки из окружающего мира. Такое ощущение, что
уши забиты ватой!...
Ангелочек великовозрастный!
Только крылышек не хватает!...
Так и сидел бы!
Но тут в роль ОТЦА ВСЕГО и ВСЕЯ вступает пилот…
Ближайшее ко мне облачко
вдруг стремительно кувыркнулось, желудок подпрыгивает к горлу и…, оказывается,
что это я кувыркнулся с расторможенного колеса и начинаю потихоньку «оправдывать закон всемирного тяготения»!
Полетели!...
Вот же пилот ГАД!!! ;-)
Всегда Ваш – Подлесный Игорь
(МЕНт).